История

У каждого села своя история. В этом плане и Бу­глен не является исключением. Имеющиеся истори­ческие факты, дошедшие до нас от наших предков, пополняются воспоминаниями современников.

Когда же возник Буглен? Ответить на этот во­прос однозначно, конечно, не легко. Но ясно одно, Буглен имеет довольно древнюю историю, нежели мы знаем в настоящее время. Вблизи села есть ска­лы, где имеются наскальные рисунки, на них изо­бражены черепахи. Странная лестница, ведущая к кругу, скорее позволяет говорить о поклонении его жителей божествам Солнца, Луны, Земли, воды. Можно здесь увидеть и вырезанные на камнях необычные рисунки, напоминающие листья папоротниковых растений. Имеются и линий, схожие с древним письмом. Многие предполагают, что это, скорее всего схема какого-то лабиринта. Рисунки на скалах Кызыл-Ярлар свидетельствуют, что 5-6 ты­сяч лет тому назад эти земли были заселены людь­ми, живущими в пещерах, очень удобных для про­живания и укрытия от непогоды и преследования хищных зверей.

Недалеко от Буглена возвышается холм Караул-тебе, что в переводе на русский язык означает кара­ульный холм. Местечко Караул-тёбе расположено в 2-х километрах от селения.

По сведениям историков, исследователей, на том же месте в своё время проживали хазары. До наших дней сохранились фундаменты их домов, от­дельная посуда, утварь. Под фундаменты первых до­мов, построенных в Буглене в далёком прошлом, ис­пользовался камень, ныне очень похожий на камень останков фундаментов Караул-тёбе.

Преподаватель Бугленской школы, ныне покой­ный, почтенный Магьамат-Рашат Мусаевич Салава­тов, осматривая с учащимися останки фундаментов бывших строений Караул-тёбе, нашел медную мо­нету. На ней были надписи и в том числе высечен­ный портрет императора и название «Юстиниан». Возникает множество вопросов о связи Буглена и монеты V века. Откуда же появилась римская мо­нета остается большой загадкой.

Рассказывают, что во времена похода Аксак-Темира в 1396 году его войска останавливались вместности Буглен, чтобы потом совершить за­воевательные походы в Нагорный Дагестан с це­лью окончательного утверждения ислама. Врач И. Костемеревский писал: «Ноября 30-го едем в Шуру. Там и сям туман. Ветер дул с запада с Каравул-тебе. Было очень холодно. Вот вправо могила сына Тёмирлана». Видимо, сын полководца Темирлана погиб в сражениях с предками бугленцев, которые, очевидно, после сражения с ним вынуждены были переселиться на новое место.

В трех километрах от села Буглен находится пе­щера Пархананак. Одно из преданий гласит о том, чтоШамиль здесь пробыл со своими мюридами двое суток. Пещера труднодоступная, но старики утверж­дают, что в Пархананак имам въехал на лошади.25 августа 1858 года Шамиль прекратил свое со­противление на горе Гуниб. Утром 27 августа плен­ника и его семью повезли в Темир-Хан-Шуру. Их со­провождали два эскадрона драгун, батальон пехоты и две сотни Дагестанского полка — это приблизи­тельно одна тысяча человек.

Лично к Шамилю представили полковника Тромбовского.

Предостережения не были излишними, фана­тичная толпа могла предпринять попытки выру­чить Шамиля.

Но этого не случилось, хотя, как рассказывал один из очевидцев, отовсюду навстречу выходили тысячи горцев. Последние оплакивали имама, а мужчины целовали полы его черкески. Многие ста­рались, держась за уздечку лошади, как можно даль­ше от аула проводить дорогого им человека.

Так было в Куппе, Хаджалмахи, Левашах, Урме и Дженгутае.

В последнем селе Шамиль почувствовал себя плохо. Думали — отравили, но русский доктор дал какие-то капли и очень скоро боль прошла. Ша­миль не знал, как благодарить его. Горячая, теплая встреча произошла у Шамиля и в Буглене. Все село собралось на дороге. Почетные, уважаемые в селе старики преподнесли имаму хлеб, соль, воду. Жен­щины подносили грудных детей для благослове­ния. Шамиль благодарил бугленцев за добрые дела и сердечный прием, обещал за них помолиться в Мекке. Когда в 1892 году в Дагестане разразилась холера, она обошла Буглен. Жители аула объясняли это благословением и молитвами имама в далекой Аравии».

Из уст в уста передается еще одна версия до­брожелательного отношения Шамиля к бугленцам. Читая дуа, остановив свой взор на могилах, он ска­зал, что в этом селении умерло много людей якобы от сглаза, Шамиль прочел молитву, чтобы все беды обходили стороной это селение. Из небольшого се­ления в своё время вышли такие видные религи­озные деятели, как Насрулла-кади, Биярслан-кади, Бадав-кади. Их имена до сих пор помнят не только бугленцы, но и жители соседних населённых пун­ктов. В Буглене ещё до революции были и свои куз­нецы. Это Умалат Тата-оглы, в более позднее время Татаев М. На протяжении более 50 лет Девлетукаев Юнус, как народный лекарь, помогал своим одно­сельчанам. Бугленцы не гнушались никакого труда. Залбек Минатулла более 50 лет занимался торговлей в молочном магазине.

Село Буглен упоминается и в «Кратких записках о шамхалах Тарковских и их владений...»

Основным занятием бугленцев со дня основа­ния села было коневодство, животноводство и зем­леделие. Отдельные жители занимались извозным промыслом, небольшая часть людей выезжала на заработки на нефтяные промыслы Азербайджана и России. Дома в основном строили одноэтажные с плоской крышей и открытыми верандами.

Мягкий климат позволял использовать веранду до глубокой осени.

В селении имелось несколько зажиточных лю­дей, которые содержали огромное количество овец, коз и крупного рогатого скота.

Об этом и многом другом свидетельствуют ма­териалы, сохранившиеся в Государственном архиве РД за 1886 год. В них в частности отмечается, что в Буглене Темир-Хан-Шуринского округа: дворов - 212, мужского пола - 471, женского пола - 454, число дворов, платящих подати - 150, офицеров, кадиев - 4, вдов и сирот - 51, калек и неимущих - 35, старшин - 1, депутатов - 2, мечетей - 1, ло­шадей - 48, рогатого скота - 40, овец - 255. На 1 января 1902 года в Бугленском сельском обществе находилось 220 хозяйств, 1015 жителей, из них 531 мужчина и 484 женщины.

В 1916 году в Дагестан пришли терские казаки. Они изгнали войска горцев, сражающихся за совет­скую власть. В перерывах между боями, останавли­ваясь на ночлег, они пребывали и в Буглене.

После установления советской власти, как и другие джамаатыбугленцы с заинтересованностью взялись за строительство коллективного хозяйства. Из года в год добивались хороших производствен­ных показателей. Только в 1946 году колхоз имени Тельмана по итогам социалистического соревнова­нияпо увеличению производства животноводства удостоился переходящего Красного знамени обкома КПСС и Совета Министров ДАССР. Продолжая до­брые традиции, животноводы колхоза им. Тельмана в 1976 году заслуженно завоевали Красное знамя об­кома и Совмина ДАССР.

В 1967 году решением бюро обкома партии и Совмина ДАССР за успехи, достигнутые в произ­водстве сельскохозяйственных культур и увеличе­ния производства и продажи государству продуктов сельского хозяйства, совхоз «Бугленский» был зане­сён на республиканскую Доску почёта.

Под умелым руковод­ством Садрутдина Маго­медова труженики села Буглен неоднократно вы­ходили победителями соц­соревнования по развитию различных отраслей сель­ского хозяйства.

В настоящее время в с. Буглен насчитываются 321 двор, 584 хозяйства. На­селение составляет 2062 человека.

 

http://gau-telecom.ru/
http://mfcrd.ru/
http://05.mchs.gov.ru/
http://dagproc.ru/
http://kremlin.ru/
http://www.duma.gov.ru/
http://president.e-dag.ru/
http://www.e-dag.ru/
https://www.gosuslugi.ru/
http://xn---2000-9veuib4f4a1a.xn--p1ai/
http://nadzor.e-dag.ru/
http://www.takzdorovo.ru/
http://god-kino2016.ru
http://www.culture.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://rosreestr.ru/site/
https://рдш.рф/
http://histrf.ru/
https://pamyat-naroda.ru/